Гид по патентованию и регистрации товарных знаков в Восточной Азии

В Японии, Южной Корее и Китайской Народной Республике можно воспользоваться международной процедурой для регистрации бренда, логотипа или лейбла.

Однако в восточноазиатских странах существует множество особенностей, из-за которых регистрация торговой марки по национальным процедурам может оказаться более обоснованной.

Возьмем для примера Китай. Существует как минимум четыре существенных причины внимательно отнестись к выбору процедуры для регистрации знака в этой стране.

1
Мадридская регистрация не покрывает все регионы КНР
В Китае есть регионы, такие как Гонконг, Тайвань и Макао, где существуют собственные национальные процедуры. Сами они не входят в международную систему регистрации знаков. Гонконг лишь планирует присоединиться к Мадридскому протоколу в 2019 году.

Указание Китая в международной заявке не позволит получить охрану в таких специальных регионах. Более того, охрана, полученная в самой КНР, может сама по себе оказаться весьма ограниченной в силу следующих причин.
2
В Китае применяется система подклассов, отличная от МКТУ
Международные классы делятся в Китайской Республике на отдельные подклассы, что существенно влияет на подготовку перечня товаров и услуг.

В Китае разрешена регистрация идентичных товарных знаков в соседних подклассах на имя разных лиц. Например, «образовательные услуги» ­— это один подкласс 41 класса, а «организация образовательных мероприятий» — другой.

И если российская компания зарегистрирует свой бренд для «образования» в Китае, это не помешает какой-нибудь китайской организации заполучить впоследствии этот же знак для «образовательных мероприятий».

Некоторые подклассы и вовсе выходят за рамки международных классов. Например, носки, шарфы, перчатки или ремни не считаются по китайской классификации одеждой. Соответственно, зарегистрированный для одежды знак, не будет покрывать эти товары.

Также китайское ведомство в принципе не принимает некоторые товары и услуги, предусмотренные международной классификацией. Скажем, самая популярная среди российских заявителей услуга 35 класса «оптовая или розничная продажа товаров» не пройдет китайскую экспертизу.
МКТУ
Международная классификация товаров и услуг — принятое Ниццким международным соглашением разделение общепринятых товаров и услуг на 45 классов (34 класса товаров и 11 классов услуг).
3
Китайское ведомство не выносит промежуточных запросов
Процедура регистрации товарного знака в подавляющем большинстве стран предусматривает возможность ведомства направить заявителю запрос. Таким образом экспертиза может попросить уточнить перечень товаров и услуг или исправить недостаток в заявке.

В Китае такой процедуры не предусмотрено. Эксперт получает заявку, рассматривает ее до 18 месяцев и сразу выносит решение. Это означает, что уже после подачи заявки ее не получится как-то исправить. Если в ней содержится какой-либо дефект, в правовой охране откажут.

На отказ в предоставлении правовой охраны можно ответить, но сроки установлены явно не в пользу заявителей. Для примера, в России срок ответа на предварительный отказ составляет полгода, а ведомством такой ответ рассматривается всего 1−2 месяца. В Китае же срок для заявителя — 15 дней, а для ведомства — еще целый год после этого.
4
Для защиты международной регистрации нужна национализация
После предоставления правовой охраны по международной регистрации на территории Китая нельзя сразу пойти в суд и защитить этот знак. Любой китайский орган (суд, таможня, полиция) потребует бумажное свидетельство.

Но мадридская процедура не предполагает выдачу свидетельства по каждой стране. Поэтому придется сперва обратиться к местному поверенному для прохождения процедуры «национализации» международной регистрации — то есть за выдачей свидетельства по национальному образцу.

Такая процедура занимает от трех месяцев до полугода, в течение которых де-юре правовая охрана предоставлена, но де-факто воспользоваться ей невозможно. Особенно неприятно было бы узнать об этом не заранее, а после возникновения спора. Также, разумеется, «национализация» связана с дополнительными расходами, которые необходимо планировать заранее.